Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Курумканская центральная районная больница

Телефон регистратуры:   8(30149) 41-3-14;   8-924-011-03-03;   8-902-539-03-03;

Телефон приемной:   8-30149-41-5-85

Телефон "Горячей линии":   8-924-555-01-84

Обзор

состояния правоприменительной практики о преступлениях коррупционной направленности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Бурятия

за январь-март 2022 года

 

Настоящий обзор подготовлен по результатам анализа сведений о состоянии преступности в Республике Бурятия за январь-март 2022 года,материалов заседания Комиссии при Главе Республики Бурятия по противодействию коррупции проведённыхв 1 квартале2022 года.

Состояние преступности в Республике Бурятия за период январь-март 2022 г. выглядит следующим образом.

Всего за январь-март 2022 года на территории Республики Бурятия зарегистрировано 4798 преступлений (АППГ – 5022, снижение на -4,5 %).

Преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления зарегистрировано – 55 (АППГ – 28, рост на +96,4 %), из них:

-          по ст. 285 УК РФ        «Злоупотребление должностными полномочиями» – 11 фактов (АППГ – 2 преступления, рост на +450,0%);

-          по ст. 286 УК РФ        «Превышение должностных полномочий» – 3 факта (АППГ – 3 преступления);

-          по ст. 290 УК РФ        «Получение взятки» – 19 фактов (АППГ – 5 преступлений, рост на +280,0 %);

-          по ст. 291.2 УК РФ     «Мелкое взяточничество», не превышающее 10 000 рублей – 8 фактов (АППГ – 1 преступление рост на +700,0 %);

-          по ст. 292 УК РФ        «Служебный подлог» – 13 преступлений (АППГ – 10, рост на +30,0 %);

-          по ст. 293 УК РФ        «Халатность» (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) – 1 преступление (АППГ – 1).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выявлялись в январе-марте 2022 года на территории городского округа г. Улан-Удэ и 8 муниципальных районов республики.

32,7 % из 55 зарегистрированных преступлений указанной категории – доля преступлений, совершенных в отрасли деятельности органов внутренних дел, и деятельности федеральных органов государственной власти по управлению вопросами общего характера.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в разрезе территориальных образований указаны в Таблице № 1.

 

Преступленийкоррупционной направленности за указанный период на территории республики было выявлено 52 (АППГ – 36, рост на +44,4 %), из них:

-                   по ч. 3 ст. 159 УК РФ, мошенничество совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (свыше 250 тыс. рублей) – 8 преступлений (АППГ – 5 фактов, рост на +60,0%);

-                   по ч. 3 ст. 160 УК РФ, присвоение имущества с использованием служебного положения, а равно в крупном размере (свыше 250 тыс. рублей) – 4 преступления (АППГ – 9, снижение на -55,5%);

-                   по ч. 4 ст. 160 УК РФ, присвоение имущества, совершенное в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) – 1 преступление (АППГ – 0);

-                   по ч. 1 ст. 201 УК РФ злоупотребление полномочиями – 2 преступления (АППГ – 0);

-                   по п. «б» ч. 3 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» УК РФ, т.е. незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации денег за совершение действий в интересах дающего если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица, если они совершены за заведомо незаконные действия (бездействие) – 1 преступление (АППГ – 0);

-                   по «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» УК РФ, т.е. незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации денег за совершение действий (бездействие) в интересах дающего, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица, сопряженное с вымогательством предмета подкупа – 3 преступления (АППГ – 0);

-                   по ст. 286 УК РФ         «Превышение должностных полномочий» – 1 преступление (АППГ – 0);

-                   по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» – 19 преступлений (АППГ – 5 фактов, рост на +280,0 %) из них:

·                                  ч. 3 ст. 290 УК РФ получение взятки за незаконные действия (бездействие) – 3 факта (АППГ – 0);

·                                  п. «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ – получение взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с вымогательством взятки в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей) – 16 преступлений (АППГ – 5, рост на +220,0%);

-                   по ст. 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» – 8 преступлений (АППГ – 1 факт, рост на +700,0 %);

-                   по ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» – 5 фактов (АППГ – 7, снижение на -28,5 %).

Преступления коррупционной направленности выявлялись в январе-марте 2022 года на территории городского округа г. Улан-Удэ и 12 муниципальных районов республики.

30,7 % из 52 зарегистрированных преступлений указанной категории – доля преступлений, совершенных в отрасли деятельности органов внутренних дел.

Преступления коррупционной направленности в разрезе территориальных образований указаны в Таблице № 2.

По состоянию на январь-март 2022 г. абсолютные статистические показатели наглядно демонстрируют состояние работы по противодействию коррупции в муниципальных образованиях республики. Наибольшее количество преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и коррупционных преступлений, зарегистрировано в городском округе город Улан-Удэ, а также в муниципальных образованиях Курумканский, Кяхтинский, Хоринский районы.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ), наибольшее количество в январе-марте 2022 г. выявлено преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями – 11 фактов (АППГ – 2 преступления, рост на +450,0%), получением взятки – 19 фактов (АППГ – 5 преступлений, рост на +280,0%), мелким взяточничеством, не превышающим 10 000 рублей – 8 фактов (АППГ – 1 преступление рост на +700,0%), служебным подлогом – 13 преступлений (АППГ – 10, рост на +30,0%).

Из преступлений коррупционной направленности в отчётном периоде имеется рост регистрации преступлений, связанных с мошенничеством – 8 преступлений (АППГ – 5 фактов, рост на +60,0%), злоупотреблением полномочиями – 2 преступления (АППГ – 0), коммерческим подкупом – 4 преступления (АППГ – 0). Отмечена регистрация преступления, связанного с превышением должностных полномочий – 1 преступление (АППГ – 0).

Расследование материалов уголовных дел о коррупционных преступлениях показывает, что обстоятельства совершения преступлений указанной категории продолжают быть связанными с фиктивным трудоустройством родственников или иных лиц, с целью незаконного получения заработной платы должностными лицами или их близкими, превышением должностных полномочий, влекущими причинение ущерба бюджету, а также хищением денежных средств и имущества государственных и муниципальных образований и учреждений, злоупотребления властью при приемке работ, товаров и услуг по государственным и муниципальным контрактам.

Совершение должностными лицами деяний, связанных с внесением заведомо ложных сведений в официальные документы и совершение действий, явно выходящих за пределы их полномочий, а также связанных с получением денежного вознаграждения за совершение незаконных действий в пользу взяткодателя, продолжают оставаться наиболее распространёнными преступлениями.

В качестве значимых примеров преступлений коррупционной направленности следует выделить возбужденные сотрудниками полиции в январе-феврале 2022 г. уголовные делав сфере деятельности лечебных учреждений,о преступлениях, связанных сослужебным подлогом (3 факта) и мелким взяточничеством (5 фактов)совершенныходним работником медицинского учреждения, расположенного в Октябрьском районе.

В феврале-марте 2022 г. в Кяхтинском районе возбуждены и расследуются два уголовных дела, выявленные районной прокуратурой, совершенные в сфере образования по факту мошенничества бухгалтера одного из образовательных учреждений, которая с использованием своего служебного положенияпохитила бюджетныеденежные средства муниципального образования.

В марте 2022 года возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных денежных средств обманным путём(вносил фиктивные сведения в табель учета рабочего времени) руководителем муниципального образовательного учреждения Кяхтинская спортивная школа. Ущерб составил 269543 рубля. Проводится расследование.

В январе 2022 г. в Мухоршибирском районе возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий директором школы, выразившееся в неправомерном распределении денежных средств работникам школы.Действия руководителя повлекли существенное нарушение прав и законных интересов работников образовательного учреждения.

 

Целью рассмотренияежеквартальных обзоров состояния правоприменительной практики о преступлениях коррупционной направленности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Бурятия является выработка и принятия мер по предупреждению и устранению причин нарушений, освещаемых в обзоре.

Статистические сведения о преступлениях, выявляемых на территории того, или иного муниципального образования показывают, что меры принимаемые по профилактике коррупции, к кардинальному улучшению в решении задачи по устранению причин, порождающих коррупцию, и противодействию условиям, способствующим ее проявлению, не приводят.

Анализ работы с информацией, поступающей из органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в республике (далее по тексту – органы) показывает, что одним из барьеров к пути изменения ситуации в положительную сторону, является низкая эффективность, а в отдельных случаях – отсутствие работы с направляемой в ваш адрес информацией, касающейся деятельности по профилактике коррупции. Об этом свидетельствует наличие или отсутствие обратной связи по их исполнению с вашей стороны.

Так, 16.03.2022 г. за исх. № 01.08-023-и2013/22 в адрес ОМСУ отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений направлено письмо с приложением информации, представленной из МВД по Республике Бурятия о возбуждении в первом квартале 2022 года 3 уголовных дел в отношении глав муниципальных образований, связанных с реализацией национальных проектов. В письмепредлагалось для принятия мер по недопущению нарушений в ходе освоения бюджетных средств при реализации национальных и региональных проектов ознакомить глав муниципальных образований под расписку. Для исполнения письмо имело достаточный срок, в том числе и для направления ответа в месячный срок.

По состоянию на 25.04.2022 г.обратная связь получена от 9 муниципальных образований (г. Улан-Удэ, г. Северобайкальск, Иволгинский, Хоринский, Баргузинский, Баунтовский, Прибайкальский, Северо-Байкальский, Бичурский районы).

Из указанного следует вывод о неознакомленииглав остальных муниципальных образований с информационным письмом МВД по РБ от 02.03.2022 г., что говорит о низкой исполнительской дисциплине по выполнениюпоручений, поступающих из Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, а также отсутствии контроля за сроками и обязательностью исполнения со стороны руководства органов местного самоуправления.

Об уровне дисциплины по исполнению правительственных документов показываютпоступления в отдел ежеквартальных сведений о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции по форме Мониторинг-экспресс. Срок представления сведений за 3 месяца т.г., не позднее 5 апреля.

Указанные сведенияза 1 квартал 2022 года в адрес отдела представили с нарушениями сроков: Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия (19 апреля), Управление Гостехнадзора Республики Бурятия(21 апреля), муниципальные образования Еравнинского (19 апреля) и Тарбагатайского (18 апреля) районов.

Вызывает беспокойство отсутствие обратной связи по исполнению рекомендаций, указанных в обзорах состояния правоприменительной практики о преступлениях коррупционной направленности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

За все 4 квартала 2021 года не получены ответы об исполнении рекомендаций, указанных в обзорах из следующих ИОГВ: из Министерства образования и науки, из Министерства туризма. За 4 квартал 2021 года с отчётом в срок до 25 марта 2022 года своевременно не ответили в т.ч. Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство культуры.

За все 4 квартала 2021 года не получено обратной связи из муниципальных образований: Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Кижингинский, Муйский, Окинский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский районы.

За 4 квартал 2021 года с отчётом в срок до 25 марта 2022 года не ответили в т.ч., муниципальные образования Баргузинский, Кяхтинский, Северобайкальский районы.

 

С целью организации и обеспечения реализации антикоррупционной политики в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления Республики Бурятия и в их подведомственных учреждениях, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов, рекомендуем:

ü    довести вышеуказанную информацию в ходе разъяснительно-профилактических мероприятий антикоррупционной направленности (беседы, рассмотрение отдельных вопросов на совещаниях и т.п.) до всех государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе до сведения лиц, замещающих муниципальные должности и должностных лиц подведомственных учреждений, в первую очередь лиц, замещающих должности с высокими коррупционными рисками;

ü    продолжить работу, направленную на формирование антикоррупционного самосознания у государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, работников подведомственных учреждений;

ü    продолжить мероприятия по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

ü    обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации национальных проектов (программ);

ü    обеспечить прозрачность при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ходе проведения государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью исключения фактов привлечения к участию в исполнении государственных и муниципальных контрактов аффилированных лиц;

ü    проводить комплексный анализ причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений в отраслях деятельности, для принятия исчерпывающих мер к их устранению.

ü    обеспечить постоянную актуализацию раздела «Противодействие коррупции» официальных сайтов ИОГВ и ОМСУ, в соответствии с Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, посвященных вопросам противодействия коррупции утвержденными Постановлением № 453 (в редакции от 05.09.2019 № 495);

ü    организовать контроль за исполнением поручений и рекомендаций, указанных в документах, поступающих из вышестоящих органов.

О результатах проведенной работы сообщить в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений в срок до 10июня 2022 года.

 

Приложение: на 2 листах.


Таблица 1 за 3 мес 2022 [74 кб]

Таблица 2 за 3 мес 2022 [83 кб]

Дополнительная информация: