Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Курумканская центральная районная больница

Телефон регистратуры:   8(30149) 41-3-14;   8-924-011-03-03;   8-902-539-03-03;

Телефон приемной:   8-30149-41-5-85

Телефон "Горячей линии":   8-924-555-01-84

Обзор

состояния правоприменительной практики о преступлениях коррупционной направленности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления в Республике Бурятия

за январь-июнь 2022 года

 

Настоящий обзор подготовлен по результатам анализа сведений о состоянии преступности в Республике Бурятия за январь-июнь 2022 года, сводной информации о нарушениях, выявляемых в ходе реализации региональных проектов Республики Бурятия за второй квартал 2022 года, подготовленной Комитетом по проектному управлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республик Бурятия, и материалов практики прокурорского надзора в сфере реализации национальных проектов в первом полугодии 2022 года.

Состояние преступности в Республике Бурятия за период январь-июнь 2022 г. выглядит следующим образом.

Всего за 6 месяцев 2022 года на территории Республики Бурятия зарегистрировано 10296 преступлений (АППГ – 10781, снижение на -4,5 %).

Преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления зарегистрировано – 91 (АППГ – 102, снижение на -10,8 %), из них:

-         по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» – 13 преступлений (АППГ – 4 факта, рост на +225 %);

-         по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» – 7 фактов (АППГ – 8 преступлений, снижение на -12,5 %);

-         по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» – 26 преступлений (АППГ – 34, снижение на -23,5 %);

-         по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» – 10 преступлений (АППГ – 6, рост на +66,6 %);

-         по ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» – 6 преступлений (АППГ – 12, снижение на -50,0 %);

-         по ст. 291.2 УК РФ         «Мелкое взяточничество», не превышающее 10 000 рублей – 9 фактов (АППГ – 19, снижение на -52,6 %);

-         по ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» – 19 преступлений (АППГ – 16, рост на +18,7 %);

-         по ст. 293 УК РФ «Халатность» – 1 факт (АППГ – 2 преступления, снижение на -50,0 %).

 

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выявлялись в январе-июне 2022 года на территории городского округа г. Улан-Удэ и 12 муниципальных образований республики.

31,8 % из 91 зарегистрированных преступлений указанной категории – доля преступлений, совершенных в отрасли деятельности органов внутренних дел, деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы и деятельности федеральных органов государственной власти по управлению вопросами общего характера.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в разрезе территориальных образований указаны в Таблице № 1.

 

Преступленийкоррупционной направленности за указанный период на территории республики выявлено 105, (АППГ – 106, снижение на -0,9 %), из них:

-         по ч. 3 ст. 159 УК РФ, мошенничество совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (свыше 250 тыс. рублей) – 19 преступлений (АППГ – 7 фактов, рост на +171,4 %);

-         по ч. 3 ст. 160 УК РФ, присвоение или растрата имущества с использованием служебного положения, а равно в крупном размере (свыше 250 тыс. рублей) – 5 преступлений (АППГ – 8, снижение на -37,5 %);

-         по ч. 4 ст. 160 УК РФ, присвоение или растрата имущества в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) – 1 преступление (АППГ – 0);

-         по ч. 1 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» – 2 преступления (АППГ – 0);

-         по ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», т.е.незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) – 4 преступления (АППГ – 1, рост на +300,0 %);

-         по п. «б» ч. 2 ст. 204.1 УК РФ Посредничество в коммерческом подкупе совершенное за заведомо незаконные действия (бездействие) – 1 преступление (АППГ – 0);

-         по п. «в», «г» ч. 2 ст. 260. Незаконная рубка лесных насаждений совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере (свыше 50 тыс. рублей) – 1 преступление (АППГ – 0);

-         по ч. 1 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» – 4 факта (АППГ – 0);

-         по ч. 1 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» – 1 преступление (АППГ – 0);

-         по ч. 2 ст. 286 УК РФ превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим должность главы органа местного самоуправления – 2 преступления (АППГ – 0);

-         по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» – 26 преступлений (АППГ – 34 факта, снижение на -23,5 %) из них:

·               ч. 3 ст. 290 УК РФ получение взятки за незаконные действия (бездействие) – 10 преступлений;

·               п. «а», «б», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ – получение взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей), путём вымогательства – 16 преступлений;

-         по ч. 3 ст. 291 УК РФ дача взятки за совершение заведомо незаконного действия (бездействие) – 10 преступлений (АППГ – 6, снижение на -66,6 %);

-         по ч. 2 ст. 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения – 6 преступлений (АППГ – 12 фактов, снижение на -50,0 %);

-         по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» – 9 преступлений (АППГ – 19 преступлений, снижение на -52,6 %);

-         по ч. 1 ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» – 11 фактов (АППГ – 12, снижение на -8,3 %);

-         по ч. 1 ст. 303 УК РФ Фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях – 3 преступления (АППГ – 0).

 

Преступления коррупционной направленности выявлялись в январе-июне 2022 года на территории городских округов г. Улан-Удэ, г. Северобайкальска и 13 муниципальных образований республики.

26,6 % из 105 зарегистрированных преступлений указанной категории – доля преступлений, совершенных в отрасли деятельности органов внутренних дел и деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы.

Преступления коррупционной направленности в разрезе территориальных образований указаны в Таблице № 2.

 

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ), наибольшее количество в январе-июне 2022 г. выявлено преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями – 13 преступлений (АППГ – 4 факта, рост на +225 %), дачей взятки – 10 преступлений (АППГ – 6, рост на +66,6 %) и со служебным подлогом – 19 преступлений (АППГ – 16, рост на +18,7 %).

Из преступлений коррупционной направленности, в отчётном периоде больше выявлено преступлений, связанных с мошенничеством совершенным лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (свыше 250 тыс. рублей) – 19 преступлений (АППГ – 7 фактов, рост на +171,4 %), коммерческим подкупом – 4 преступления (АППГ – 1, рост на +300,0 %). Отмечена регистрация преступлений, связанных с присвоением или растратой имущества в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) – 1 преступление (АППГ – 0), злоупотреблением полномочий – 2 преступления (АППГ – 0), посредничеством в коммерческом подкупе – 1 преступление (АППГ – 0), злоупотреблением должностными полномочиями – 4 факта (АППГ – 0), превышением должностных полномочий – 3 преступления (АППГ – 0).

В марте 2022 года в МО МВД России «Северобайкальский» возбуждено экологическое преступление, отнесенное к преступлению коррупционной направленности по составу статьи 260 УК РФ – незаконная рубка лесных насаждений совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере (свыше 50 тыс. рублей) – 1 преступление (АППГ – 0).

В рассматриваемом периоде зарегистрировано 3 уголовных дела коррупционной направленности по факту фальсификации доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (АППГ – 0).

Наибольшее количество преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и коррупционных преступлений, без учёта городского округа г. Улан-Удэ, выявлено в Кяхтинском (7), Бичурском (6), Хоринском (6), Баргузинском (5), Курумканском (5) районах.

Расследование материалов уголовных дел о коррупционных преступлениях показывает, что обстоятельства совершения преступлений указанной категории продолжают быть связанными с фиктивным трудоустройством родственников или иных лиц, с целью незаконного получения дохода должностными лицами или их близкими, превышением должностных полномочий, влекущими причинение ущерба бюджету, а также хищением денежных средств и имущества государственных и муниципальных образований и учреждений, злоупотребления властью при приемке работ, товаров и услуг по государственным и муниципальным контрактам.

Совершение должностными лицами деяний, связанных с внесением заведомо ложных сведений в официальные документы и совершение действий, явно выходящих за пределы их полномочий, а также связанных с получением денежного вознаграждения за совершение незаконных действий в пользу взяткодателя, продолжают оставаться наиболее распространёнными преступлениями.

Наибольшее количество преступлений коррупционной направленности в первом полугодии выявлено в сферах деятельности связанных с образованием (14 фактов), строительством (13), здравоохранением (8).

Ранее в Обзорах отмечалось,что нарушения выявляемые в рамках реализации национальных проектов и федеральных программ, финансирование которыхпоступает из федерального и регионального бюджетов, в большинстве своём имеют признаки коррупциогенности, единственной целью которых являетсяхищение денежных средств при их освоении.

Так, по информации прокуратуры Республики Бурятия, в ходе мониторинга соблюдения законодательства при реализации региональных проектов Республики Бурятия, надзорными органами за 6 месяцев 2022 года выявлены 709 нарушений закона. Из них 672 (94 %) при реализации национальных проектов «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение» и «Цифровая экономика». Внесены 143 представления, по актам реагирования которых к административной и дисциплинарной ответственности привлечены 81 лицо.

В качестве значимых примеров преступлений коррупционной направленности, связанных с реализацией национальных проектов, где фигурантами уголовных дел выступают, в том числе должностное лицо органа муниципальной власти, а также руководительгосударственного учреждения,следует выделить следующие уголовные дела, возбужденныеправоохранительными органами в январе-июне 2022 г.:

-                  в январе 2022 года по материалам проверки осуществленных сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Бурятия, Хоринским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Бурятия возбуждены два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 292 УК РФ «Служебный подлог» в отношении главы администрации муниципального образования одного из сельских поселений Хоринского района, который в рамках двух муниципальных контрактов с коммерческой организацией на выполнение работ по капитальному ремонту здания сельского дома культуры при реализации национального проекта «Культура» внес заведомо ложные сведения в акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ о том, что все предусмотренные контрактами работы выполнены в полном объеме. Ущерб составил более 380000 рублей. Дело направлено прокурором в суд в порядке статьи 222 УПК РФ.

-                  в марте 2022 года по материалам проверки со стороны прокуратуры Октябрьского района г. Улан-Удэ следственным отделом по Октябрьскому району г. Улан-Удэ СУ СК России по Республике Бурятия возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» в отношении бывшего руководителя МУ «Улан-Удэстройзаказчик» в связи с оплатой фактически невыполненных работ по строительству автомобильной дороги в г. Улан-Удэ на сумму 22,3 млн. рублей. Предварительное расследование завершено, уголовное дело с обвинительным заключением 01.07.2022 года направлено для принятия решения в порядке статьи 221 УПК РФ прокурору Октябрьского района г. Улан-Удэ.

-                  в апреле 2022 года по материалам проверки осуществленных сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Бурятия возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК РФ мошенничество совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в отношении должностного лица многофункционального центра прикладных квалификаций ГАПОУ РБ «Политехнический техникум», который в ноябре 2019 года внес заведомо ложные сведения в официальные документы о присвоении лицам пенсионного возраста соответствующей профессиональной квалификации без их фактического обучения. Средства на обучение были выделены в рамках реализации мероприятий национального проекта «Демография».

 

Целью рассмотренияежеквартальных обзоров состояния правоприменительной практики о преступлениях коррупционной направленности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Бурятия является выработка и принятия мер по предупреждению и устранению причин нарушений, освещаемых в обзоре.

Статистические сведения о преступлениях, выявляемых на территории того, или иного муниципального образования показывают, что меры принимаемые по профилактике коррупции, к кардинальному улучшению в решении задачи по устранению причин, порождающих коррупцию, и противодействию условиям, способствующим ее проявлению, не приводят.

 

В целяхобеспечения реализации антикоррупционной политики в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления в Республике Бурятия и в их подведомственных учреждениях, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов, рекомендуем:

ü    довести вышеуказанную информацию в ходе разъяснительно-профилактических мероприятий антикоррупционной направленности (беседы, рассмотрение отдельных вопросов на совещаниях и т.п.) до всех государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе до сведения лиц, замещающих муниципальные должности и должностных лиц подведомственных учреждений, в первую очередь лиц, замещающих должности с высокими коррупционными рисками;

ü    продолжить работу, направленную на формирование антикоррупционного самосознания у государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, работников подведомственных учреждений;

ü    продолжить мероприятия по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

ü    обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации национальных проектов (программ);

ü    обеспечить прозрачность при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ходе проведения государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с целью исключения фактов привлечения к участию в исполнении государственных и муниципальных контрактов аффилированных лиц;

ü    проводить комплексный анализ причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений в отраслях деятельности, для принятия исчерпывающих мер к их устранению.

ü    обеспечить постоянную актуализацию раздела «Противодействие коррупции» официальных сайтов ИОГВ и ОМСУ, в соответствии с Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, посвященных вопросам противодействия коррупции утвержденными Постановлением № 453;

ü    организовать контроль за исполнением поручений и рекомендаций, указанных в документах, поступающих из вышестоящих органов.

 

О результатах проведенной работы сообщить в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений в срок до 12сентября 2022 года.

 

Приложение: на 2 листах.

Таблица 1 за 6 мес 2022 [81 кб]

Таблица 2 за 6 мес 2022 [99 кб]

 

_________________________________________________________________

 

Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Администрации Главы Республики Бурятия

и Правительства Республики Бурятия


Дополнительная информация: